Современный мир - это огромное смысловое поле, состоящее из слов и образов, которые нескончаемым потоком вливаются в человека, вызывая положительные либо отрицательные эмоции.
Эмоции имеют свойство накапливаться, формируя и одновременно с этим корректируя отношение человека к миру: доверительное, в основе которого убеждения конструктивные или настороженное, в основе которого выводы преимущественно деструктивные.
Воспитание подразумевает формирование именно конструктивных убеждений, лежащих в основе созидающего мышления. В этом смысле цель самовоспитания - взрастить в себе внутреннего арбитра, который может беспристрастно, а также честно оценить ситуацию и принять верное решение. В основе правильного решения лежат не субъективные горячие эмоции, когда "ум за разум зашёл", а объективная, насколько это возможно, холодная логика (не отрицающая чувственный опыт).
Например, если в прошлом тебя обманули 9-ть человек подряд - это вовсе не означает, что 10-й окажется таким же обманщиком. Статистика в данном случае не работает, хотя отрицательный эмоциональный опыт будет "утверждать" обратное. А что сработает точно, так это понимание контекста происходящего "свежим взглядом" или "с чистого листа".
Без однозначного ориентира "что такое хорошо, а что такое плохо" оценить возникшую обстановку или ситуацию объективно маловероятно. Поэтому для начала понадобится, как минимум, увидеть функциональные различия между сверхобобщающими понятиями "хорошо" и "плохо", синонимами которых в русских сказках являются слова "добро" и "зло". Или на современный лад "созидание" и "разрушение".
Есть предпосылки допускать, что в древнерусском языке стадия деления клетки "телофаза" схематично отражена в форме буквы "веде" в значении "ведать" или "знать" (буква "в" является частью метабуквы "ово").
Разумно сделать вывод, что обратной стороной ведания (знания) является невежество (незнание), т.е. непонимание первооснов жизни (исходного кода). Если человек не осведомлён, что прыгать со ста метровой скалы есть угроза его телу, то результат будет соответствующим.
Схематично идея невежества отражена в древнерусской букве "зело" (была отменена специальным указом в 1735 году), которая напоминает букву "веде", но с брешами у двух букв коло внизу слева (отрицание опыта предков, прошлого) и сверху справа (нарушение связи с потомками, будущего).
Ряд исследователей считают, что древнерусские буквы писались на трёх локах (волокнах, локонах): верхний лок "невидимый мир" (навь, навитый), нижний лок "видимый мир" (явь, явный), средний лок "синхронизирующий" (правь, объединяющий)
Как вода, которая имеет 3 состояния: твёрдое, жидкое и газообразное. Проще говоря, понимание наличия трёх состояний воды есть ведание (знание), а отрицание даже одного из состояний воды есть невежество.
Напоминанием об этих правомерных сведениях служит словосочетание "Азбучные истины". В свою очередь выражение "Ходить налево" испокон веков, надо полагать, обозначало "нарушение правил Бытия". Корень "прав" (правда, управленец, справедливость) заслуживает особого внимания в контексте изречения древнеегипетского философа Гермеса Трисмегиста в его работе "Изумрудные скрижали": "Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: Quod est inférius est sícut id quod est supérius. То, что внизу, аналогично тому, что вверху…"