Интервью
Алёши Ермолина
журналу ОБЖ
тема выпуска "КОД НАСТАВНИКА"
Алёша Ермолин: «Мы живём
в эпоху смысловых запятых»

На Форуме Лиги безопасного Интернета мы познакомились с учителем‑просветителем года Алёшей Ермолиным. Тогда он рассказывал
о том, что важно заниматься не только информационной безопасностью,
но и безопасностью смысловой, формированием ментального иммунитета
у молодёжи. Его методика осмысленного обучения и создания наглядных
презентаций со смыслом «Смыслографика» уже применяется в ряде
школ и даже на государственных предприятиях от Калининграда до
Сахалина. На Московском урбанистическом форуме мы вновь встретились
с педагогом‑новатором, где он презентовал свою книгу «Смыслографика.
Основы создания презентаций для детей и взрослых».
– Алёша, на первой встрече вы попросили называть вас краткой формой имени. Почему для вас важно именно такое обращение? Школьники тоже
называют вас «Алёшей»?


– Нашего языка не нужно стесняться. Алёша – древнее имя, которое по какой-то причине современному человеку режет слух. Поэтому для меня называться таким образом есть проявление уважения к русской культуре. Тем более что Алёша – это былинный герой, есть памятник советскому солдату-освободителю Алёше в Болгарии, а совсем недавно во время СВО экипаж танка «Алёша» совершил героический поступок, отразив в одиночку нападение колонны вражеской военной техники.

Более того, моё имя позволяет обратить внимание молодёжи на грамматику русского языка. В частности, что Алёша пишется через букву «ё», а не «е». Согласитесь странно, когда пишут Лёша через букву «е»: я ведь не леший? (Улыбается. – Прим. ред.)

– Вы пришли в образование из ИТ-сферы. Что побудило вас заняться обучением других?

– Вернее из ИТ и медиа: параллельно была работа в обеих сферах. Мне скоро 36 лет, я папа двоих детей, старшему сыну на днях исполнилось 15. По большому счёту он и стал для меня тем самым мотиватором войти в отечественную педагогику. Сейчас объясню.
С 17 лет я занимался вопросами knowledge management, что в прямом переводе с английского – «управление знаниями». Я исследовал опыт крупных
корпораций, которые работали над упорядочиванием огромного количества корпоративных знаний. Но знания – это ещё не смыслы. Знаниями можно ненароком что-то уничтожить или разрушить, а смыслы – это всегда про созидание. Можно сказать, что смысл – это созидающий вектор применения знаний.

В молодости я основал ИТ-компанию, которая создала профессиональную социальную сеть для обмена лучшим опытом между специалистами различных отраслей. В то время параллельно развивался «ВКонтакте» как развлекательная сеть.

Потом я понял, что эффективным способом донесения важнейших смыслов является видеоинфографика – это анимационные мини-фильмы, которые
за две-три минуты доносят ключевые идеи. Один из первых проектов набрал более одного миллиона просмотров, после чего ко мне стали обращаться
как к медиаспециалисту для решения задач в сфере внешне- и внутрикорпоративных коммуникаций. Потому что коммуникационные проблемы передачи смыслов от руководства к десяткам тысяч подчинённых присутствуют везде. В какой-то момент меня пригласили стать преподавателем международной высшей школы бизнеса МИРБИС. Мои студенты – это владельцы малого и среднего бизнеса, которым нужны были новые пути для продвижения товаров и услуг.

Финальным аккордом стал вопрос моего девятилетнего сына Ярослава: «Папа, а как ты делаешь инфографику?» Я не смог ему быстро объяснить
«как», и с того момента началось зарождение нового направления визуализации смыслов – «Смыслографика». Ведь главное – это не красота картинки, а красота смыслов. На сегодня отечественная педагогика уже обладает методологией и технологией «Смыслографики», которая рекомендована Министерством просвещения РФ. Более того, подход автоматизирован в виде специальной цифровой MINDTECH-платформы «Конструктор презентаций «ВИЗИРЬ», которая внесена Министерством цифровизации РФ в импортозамещающий реестр.

Когда ты делаешь много проектов, решаешь эксклюзивные задачи, когда ты призванный эксперт в маленькой такой песочнице, даже если ты ни копейки не вложил в рекламу, тебя найдут. Так на меня вышло издательство «Просвещение». Они позвали меня консультантом к их новому учебнику Ю.С. Шойгу «Основы безопасности жизнедеятельности» и к учебному пособию «Информационная безопасность», разработанному совместно с Лабораторией Касперского.

И я с точки зрения смыслографики анализировал, насколько смыслы понятно переданы в нарисованных картинках. Оба издания готовились к выходу, и я предложил выпустить пособие, которое писал для сына. Мне сказали: «Это невозможно», ведь заказы поступают от определённых крупных организаций. Но спустя неделю «звёзды сошлись», и появился заказ на разработку учебника по основам инфографики, по теме, в которой я уже был дока. Получается, что создавал учебник для сына, а в результате доступ к смыслографике оказался у всех детей нашей необъятной Родины. После того как учебник вошёл в федеральный перечень, мой старший соратник Александр Белов предложил подать заявку на всероссийскую просветительскую премию общества «Знание».

Так я стал учителем-просветителем года и по сей день продолжаю активно заниматься просвещением и обучением школьников России. Если совсем кратко, то свой востребованный бизнес-опыт я преобразовал в понятную для молодёжи форму, чтобы они были востребованы на рынке труда.
Особенно ценно, что мои педагогические разработки поддерживает Правительство Москвы в лице проекта «Сделано в Москве». Совсем недавно на Московском урбанистическом форуме в «Лужниках» днём смыслографики была открыта «Неделя будущего» в Москве!
ПРОДОЛЖЕНИЕ интервью читайте
в печатной версии журнала "Код наставника"