typography
Созидающее Мышление
нравственное воспитание молодёжи в эпоху цифровизации
стенограмма интервью
в эфире программы "Звёзды Русского Мира"
Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях архитектор смыслов педагог-новатор композитор автор учебника искусство основы графики Алёша Ермолин.

Алёша, спасибо, что пришел к нам в гости. Хочется поговорить о твоем творческом пути. Он такой многогранный такой разнообразный в тебе и музыка и инфо графика и вот этот поиск смыслов все это так очень гармонично сочетается и конечно в первую очередь хочется узнать что ты подразумеваю под понятием архитектор смыслов

Евгения
ведущая

Алёша
архитектор смыслов
Да но это самое интересное конечно же вопрос когда впервые я на рынке много лет работаю на коммерческом. У меня компания свои есть которая занимается графикой клиенты очень крупные мегафон сбербанк евросеть норникель и так далее когда люди видели мою визитку они думали и говорили что это же рекламный ход красиво я говорю не друзья мы не рекламное агентство мы и мы центр концептуальной графики. То есть мы работаем с тем что с чем очень сложно пощупать в материальном мире и в свое время как раз когда я начал описывать что же такое себе архитектор смыслов представляет а это очень просто это человек специалист в первую очередь который налаживает взаимопонимание между людьми будь то в команде либо в коллективе в рабочем причем с помощью методики создания презентаций которые именуются смысла графика. То есть есть понятие график это про информацию визуализации информация есть про смысл и оказывается что понятие смысл оно относится к категории информации более более сконцентрированы то есть более ценные. И как раз вот я специалист мы славик по работе упаковки смыслов. И в этом смысле конечно очень важную роль играет методический подход я творческий человек это правда. Но между меня так получилось с детства между двух огней находилось с одной стороны чувство очень развитое а с другой стороны очень аналитический склад и я восстановился своим скажем так одноклассникам непонятным меня быстро принимали и тут же отвергали я думаю это очень часто бывает и с современными молодыми людьми вот как быть правильно понятым. Это видимо меня и сподвигло заняться графикой стать профессионалом этой области не случайно же говорят что мы занимаемся профессионально тем в чем у нас проблема возникает

Мы хотим лучше понять самих себя и конечно помочь другим потому что в этом плане когда ты развивающийся хочется еще и помогать другим и я думаю как раз в этом смысле ты этим усердно занимаешься. И вот это понятие архитектор смыслов это ты в этом первооткрыватель то есть ты видишь в этом профессию будущего.

Евгения
ведущая

Алёша
архитектор смыслов
Да это и есть с одной стороны это компетенция то есть это своего рода умение универсальное оно такой сквозной дисциплинарная но с другой стороны это же профессия если я этим столько лет зарабатываю на хлеб для своей семьи для своих детей то получается все таки это профессия. И более того я вижу проблему в огромном количестве компаний и стартапов молодежных и не только молодежных и профессиональных и корпораций одни и те же проблемы неважно. Я же с военной отраслью работаю и работаю с коммерческими структурами. И везде одна и та же проблема недопонимание старшего поколения младшего и наоборот. И вот как найти это точка причем не взаимовыгодного сотрудничества как сейчас модно говорить а все таки немножечко архитектор смыслов внесу ноту такой смысловую а взаимно обогащает общего содружества. Обогащение должно быть они взаимовыгодное в первую очередь разные акценты помните был такой мультик или вовка в этом царстве что как казнить нельзя помиловать это запятой зависит казнить нельзя помиловать или казнить нельзя помиловать. Но это только запятая а когда мы работаем со смыслами когда мы формируем слова то представляете насколько по разному у людей восприятие насколько крокодил у одного это живой настоящий страшный крокодил который он не увидел. А с другой стороны это может быть крокодил гена у меня. И когда я произношу слово крокодил подразумевая гену оказываются все совершенно иначе. И вот на этих перипетиях непростых и как раз меня судьба свела с издательством просвещение. Это издательский дом крупнейший который занимается учебной литературой у нас в стране в россии. И меня позвали вообще под другую тему меня позвали проинспектировать скажем так экспертом выступить по новому учебнику которая для сергей кужугетович шойгу по.

Обж который выходит и как результат эти вещи очень актуальны. Как вести себя в каких то сложных жизненных ситуациях. Но так получилось что некоторое время назад определенное время назад некоторое определенное время назад я как раз преподавал в международной высшей школе бизнеса мир без меня был курс я первые 25 архитекторов смыслов выпустил. Там были представители среднего и малого бизнеса и тут мне еще когда я преподавал ребенок спросил старший сын ярослав. Он говорит папа как ты делаешь графику. Тут я понял у меня нет ответа на этот вопрос такого быстрого. И я сел писать книгу как раз о том как бы я объяснил даже ребенку. И так получилось что спустя 8 месяцев после того как я написал ее на %25 меня приглашает издательство просвещение. Я говорю вы знаете это же такая возможность создать книгу по информатике для детей. Мне говорят леша спокойно это невозможно потому что запрос всегда идет сверху. Должен быть заказ государственный и только ты снизу. Но я то сказал такую крамольную фразу я говорю ну может звезды сойдутся. Они говорит леша это невозможно руководитель это сказал. Вот вы не поверите прошло буквально неделя проходит мне звонит руководитель и говорит леша еще шаман я такой в смысле звезды сошлись. И в итоге правительство москвы заказало учебное пособие сначала 1000 экземпляров. И было всего полтора месяца чтобы написать учебное пособие полтора но обычно год пишет книжки. Я вот так по жизни сталкиваюсь с тем что точнее соприкасаются что надо делать просто заранее даже если ты не понимаешь для чего ты это делаешь.
Если есть мысль если есть стремление

Евгения
ведущая

Алёша
архитектор смыслов
Какой то есть внутренний зов и я уверен что многие в детстве это испытывали просто с возрастом. К вопросу о силе духа просто не у всех хватает этой силы для того чтобы проявить и настоять на своем потому что это все таки благородные вещи вопрос созидания для меня вообще ключевой. И вот так получилось что учебное пособие вышло это все замечательно прошло и на меня выходит другой очень серьезный серьезная структура организация всероссийская это такое российское движение школьников. Они вообще даже не знали что у меня есть уже учебное пособие для школьников. У меня по другой линии друзья которые меня знали позвали и сказали нам нужны видео курсы я провел впервые всероссийский конкурс презентации архитекторы смыслов я обучал 500 детей со всех регионов страны. Экспресс форматы по созданию презентаций все это конкретно умения но маленькая там гораздо больше нужна. И надо лично встречаться разумеется и чтобы это на уровне школы было постоянно и. И вот проходит еще какое то время полгода. То есть всего лишь год проходит за этот
Год уже столько событий !

Евгения
ведущая

Алёша
архитектор смыслов
Учебное пособие. Мне говорят давай подавать на министерство просвещения российской федерации на учебник. Я пишу рабочую программу для педагогов все оформляется как должно. И тут получается что буквально четыре месяца назад пособие получила подтверждение вошло в федеральный перечень учебников и теперь я буквально позавчера был в издательстве они тысячу экземпляров уже напечатали и оказалось что они еще тысячу напечатали

Сейчас по сути 3 тысячи таких экземпляров они сейчас по стране как то расходятся я собираю сообщество педагогов молодых и старших неважно какой возраст на самом деле я всегда объясняю что если мы научились объяснять 10 летнему ребенку а мы самые молодые дети это 9 9 9 9 ти лет 9 лет павловской гимназии один из парней которые вообще победители конкурса стал с помощью методики и вот казалось бы. То есть очень важно не просто заявлять говорить словами как правильно что добро это хорошо надо конкретизировать. И вот моя методика графика она позволяет научить человека однозначно. Причем однозначно чтобы не было противоречий. И она по сути состоит из 9 смысла графических умений. Первое например это понимать непонятное специально разрабатывал алгоритмы понимать. То есть я за 15 минут учу любого человека понимать информацию любой степени сложности. То есть это самая же база. Только потом вести свой смысл графический словарь. То есть я когда живу моя жизнь так устроена что я смотрю различные телепередачи в основном в YouTube конечно там читаю какие то материалы и так получается что когда я новое слово вижу или слышу я обязательно его записываю и даю определение причем я смотрю общепринятые определения а потом дают свое понимание сформулирую но чтобы смысл суть осталась. И более того к этим наименованием этим понятиям я даю еще рисую образ таким образом у меня в голове почему я неплохо достаточно излагаю свою мысль у меня такой архив этих образов. И когда мы с тобой сейчас обсуждаем эти темы различные войны у меня просто этот образ хоп и он успокаивается как архив на.




Алёша
архитектор смыслов
И моя задача на самом деле то чего я достиг это раз множить мне неинтересно было только создавать видеоролики для корпораций мне все стало понятно мы достигли хоть и в узком сегменте но успехов. А вопрос как это передать детям начиная потому что у меня учебник 9 го класса а я считаю что это поздно 9 класс надо начинать с 5 лет с 5 с 5 го класса. Потому что именно в 5 м классе начинают пробуждается когнитивный возможности мозга ребенка и это очень важно дать ориентиры. И вот как раз буквально недавно выступал в общественной палате рф там я выступал с очень интересным темой это семья основа государства. И там я затронул уже вторую мою книгу. Если первая книга как раз по смыслу графики основы графики это про мышление то вторая книга это про нравственное поведение про созидание поведение потому что я понял очень страшную вещь что если я даю методики мыслителей визуализации это же по сути оружие может быть в руках злых гениев. Я не хочу воспитывать и давать такие навыки которыми я обладаю злым гением. Это большая ответственность поэтому я всегда за нравственное направление. То есть созидать общий вектор применения эффективного мышления. И как раз вторая книга которую я посвятил на самом деле 18 лет жизни исследования в этой области причем знаете она называется созидание мышления как воспитать ребенка в эпоху.

Технического прогресса или эпоху цифровых как угодно можно говорить. И конечно этот путь которым наши дети с детства соприкасается он очень непростой. Я сам себя вспоминаю я молодой человек достаточно хоть и 33 года сейчас я 88 года я родился на стыке эпох. С одной стороны советский союз с другой время уже совершенно новая россия новые принципы правила поведения. И я от них понимал того поколения людей и молодежь я понимаю я не могу сказать что что то плохое про то и про то. Моя задача найти и сконцентрировать свое внимание не на объединяющих вещах а на объединяющих. И по большому счету у нас сейчас современный же мир наши дети с этим сталкиваются научный пропагандируется наука это научный подход я говорю это замечательно но научный подход не должен отрицать все таки житейской мудростью житейской мудростью я понимаю это афоризмы народные пословицы не все понятное дело грамотные которые имеют критерии созидательной заповеди в том числе потому что мудрость же она колоссальная она направляет нас наши научные знания потому что зависит скажем так трактовка того что наши исследователи ученые изучил. Трактовка его зависит от его картины мира и если она не разрушается картина мира все ничего нету существует только то что я вижу одно поведение. А если есть то другое. Как раз в общественной палате я затронул тему что там были представители различных конфессий я говорю вы представляете я педагог хотя я предприниматель буквально недавно стал дипломированный педагог у меня специально пошел по этой непростой дорожке потому что я не мог свой учебник преподавать в школах
А это уже второй учебник получается?

Евгения
ведущая